Устная часть гиа подготовка, Английские секреты

ГИА по английскому языку. Готовимся к устной части С2

Доброго времени суток, коллеги!

Мало времени до экзамена! Что делать?

Близятся экзамены для 9-х 11-х классов. Сейчас у них особенное волнение, так как не успеют оглянуться и уже итоговая аттестация! По крайней мере, многие ученики вдруг начали беспокоится! В голове у некоторых: «Я ничего не знаю!», «Я ничего не помню!»

Такое бывает часто, если готовились не очень усердно или что-то не успели пройти. Или банальное нервное перенапряжение!

Сегодня я хотела бы вам рассказать и поделиться своим опытом, как я готовлю детей к устной части экзамена.

Почему многие ученики боятся устной части?

Этот раздел многим кажется особенно страшным. Для этого есть свои причины:

Наши детки не приучены разговаривать, так как в школе в группах много учеников и на устную часть не хватает времени, плюс прибавьте сюда не всегда хорошую дисциплину в классе. Понятно, что ни о какой устной тренировки и речи быть не может.

Наши детки часто бывают зажаты и закомплексованы, что очень сильно мешает им начать говорить, у них ступор перед любым вопросом. Им легче написать всё это письменно и, вероятно, они сделают это лучше, чем устно.

У учеников — маленький словарный запас, а может и просто нечего сказать по теме. Малый кругозор, не начитанность, возможно неинтересная тема.

Всё это и приводит к тому, что страх перед экзаменом нарастает и устная часть становится каторгой!

Как же этого избежать или облегчить этот процесс?

Только усердная работа над собой приведёт к успеху!

Если бы было так легко, то мы уже давно все свободно говорили и не боялись. Тут предстоит очень трудная и долгая работа со стороны обоих участников.

Со стороны ученика, которому предстоит побороть свой страх и комплексы, а также нарастить и обогатить свой словарный запас и со стороны учителя (репетитора), который, в свою очередь, должен быть терпеливым и вовремя предугадать, что и какие темы предложить, как тренировать навыки устной речи, где подбодрить ученика и так далее.

В общем, работы много и заниматься нужно уже как можно раньше этим, а не за 3 месяца!

Мой опыт подготовки учеников к устной части.

Сейчас речь пойдёт только о том, как я готовлю детей непосредственно к этому разделу экзамена, то есть исключительно мой опыт как репетитора. Поэтому если у вас есть какие-то дополнения или же рекомендации, а также вопросы, то я с радостью отвечу вам в комментариях ниже!

Первый этап — прощупываем почву!

Первым делом, когда приходят ко мне ученики, помимо того, что я их знакомлю с форматом ГИА, я ещё задаю много разных вопросов, так как сказать прощупываю слабые места. Это касается всех разделов. Но сейчас будем придерживаться непосредственно устного раздела.

Я могу задать несколько элементарных вопросов, типа рассказать о себе, своём увлечении, друзьях и так далее. Смотрю на реакцию ученика, а именно:

-как он держится при ответе, стесняется или, наоборот, уверенно;

-правильно ли строит предложения, допускает ли грамматические ошибки (грубые или незначительные);

-насколько речь быстрая или медленная (немаловажный момент, так как на ответ на экзамене даётся определённый промежуток времени);

-обдумывает ли свой ответ или же тараторит заученный когда-то текст (понимает ли смысл того, что говорит, развита ли фантазия).

Здесь обязательно я слушаю не только его монолог, но и сама стараюсь с ним общаться, чтобы видеть, как он держится при диалоге.

Уже на этом этапе я получаю первое впечатление о подготовке ученика, о его уровне и готовности к устной речи. Хотя оно может быть немного обманчивым, так как обычно это происходит спонтанно и для него, я человек новый! Но ведь, согласитесь, на самом экзамене тоже будут сидеть незнакомые для него люди и карточка может попасть тоже не такая, какую он хочет.

Второй этап — знакомство с темами и процессом экзамена.

После того, как я сделала первые свои выводы, я приступаю уже к тому, что знакомлю ученика с темами, которые предстоит нам изучить и разобрать, а также с самим процессом экзамена: что будет на устном экзамене, как всё это будет происходить, знает ли он, что его речь будет записываться и так далее!

Я не хочу запугивать ученика сразу, но если он будет готов заранее морально, ему будет легче потом!

Итак, что можно делать на экзамене, а что нельзя, к чему быть готовым — эту информацию можно получить на официальном сайте ФИПИ или просто скачать уже заранее подготовленный для вас документ с рекомендациями проведения устной части экзамена.

Теперь, какие темы нас ожидают на экзамене, что нужно изучить, какими навыками должен обладать ученик, чтобы успешно сдать экзамен. Всё это прописано в кодификаторе, специальном документе, который практически каждый год один и тот же и очень мало меняется.

Его должен знать каждый учитель (репетитор), который планирует готовит детей к ГИА (ЕГЭ). К сожалению, в кодификаторе указаны только общие темы, от которых нужно отталкиваться, о более подробных мы будем говорить дальше.

В кодификаторе вы узнаете, какие устные темы вам нужно будет изучить с детьми и уже от этого будете отталкиваться. Очень важно, чтобы темы, которые вы возьмёте были неоднобокие. Что это значит?

Лучше всего проходить темы всецело, то есть если в карточке написано: What kind of books do you prefer. то ученик должен не только ответить на этот вопрос, но и суметь также сказать, что существуют различные жанры книг, перечислить их, сказать, почему именно этот жанр он предпочитает и так далее.

Думаю, что мысль мою уловили! Изучать темы как можно всесторонне, чтобы во-первых, обогатить словарный запас и во-вторых, чтобы ученик мог спокойно ориентироваться в теме.

Как организовать процесс репетитору при подготовке текстов?

Вика и Анжелика тренируют друг друга. Вика рассказывает монолог.

Сначала надо определиться со временем! Смотрим, сколько у нас примерно в запасе дней, месяцев или занятий, чтобы рассчитать вам план ваших действий.

Например, при обычном режиме занятий один раз в неделю (с сентября по май) получится приблизительно 36 занятий, вычитаем непредвиденные обстоятельства и болезни, то где-то 30 занятий. Значит учитываем это и раскидываем темы по урокам.

Конечно всё это очень условно, но хотя бы вы будете иметь представление, сколько успеете пройти и на что можно обратить внимание. Да, бывает так, что какие-то темы требуют больше внимания, а какие-то вы очень быстро пройдёте.

Например, тема о своих увлечениях считается несложной, а вот рассказать о проблемах окружающей среды уже потребует от вас и ученика побольше усилий!

Можно прям взять листок А4 как черновой вариант и раскидать темы и подтемы, которые нужно изучить. Потом вы будете его дополнять разными записями, например, эту тему взять из учебника Opportunities, стр.43. Или какой-то темы нет — надо срочно найти!

Приблизительно может выглядит это так!

Понятно, что идеального текста нет и наша задача-составить или найти более-менее подходящий текст, который бы был несложный для запоминания и понятный ученику.

Конечно, вы можете и вовсе не составлять тексты, а просто распечатать или скопировать нужные темы и просто дать ученику. А он уж будет составлять сам текст под себя, как ему удобно. Но на практике таких учеников мало!

Была у меня в прошлом году ученица, которая сдавала ГИА и, кстати, сдала на отлично! Вот ей нравилось больше самой составлять тексты, я ей подкидывала разные топики и распечатки, а она уже сама работала с текстом и выбирала для себя те выражения, которые ей легче всего будут запоминаться.

У неё была такая общая тетрадь, куда она всё это писала, мы каждый урок обсуждали с ней определённую тему. А перед самим экзаменом она просто прочитала ещё раз все темы, вспомнила всё, что мы с ней проходили. Ну это как один из вариантов.

На самом деле, разные ученики попадаются и некоторым легче дать готовый текст под их уровень. Единственное, что обязательно надо поработать с текстом, прослушать ученика, позадавать различные вопросы. Самое главное, чтобы ученик не был сильно привязан к топику, мог разбираться и ориентироваться в теме.

По крайней мере, достичь этого — наша цель!

Откуда брать тексты, топики к темам?

Мой шкаф с книгами по английскому языку. Всегда есть, что выбрать!

Когда мы уже познакомились с темами (из кодификатора), нужно будет продумать, какие учебники или пособия использовать? Откуда брать материал для наших устных монологических высказываний?

Прежде чем, я буду знакомить вас со своими источниками информации, я также хотела бы вам порекомендовать просмотреть готовые карточки заданий С2 в различных типовых вариантах. Они есть в любых пособиях, которые готовят учеников к ГИА.

Я, в свою очередь, сделала для себя и для учеников сборник карточек, в котором собрала всевозможные темы для устных ответов из разных пособий разных лет. Они немного друг от друга отличаются, но в целом, то, что нам нужно для тренировки.

В дальнейшем вы можете добавлять туда новые карточки и увеличивать таким образом свой сборник. Сейчас там находится 30 карточек, можно их разрезать и использовать на уроке в школе.

Итак, перейдём теперь к тому, откуда я беру различные тексты для подготовки к устным монологическим высказываниям. Вообще, очень удобно использовать готовые сборники устных тем, коих в интернете сейчас много. Но нам нужно более приближённое что-то к нашему экзамену.

В этой статье (пособия по ГИА) я уже упоминала замечательное пособие Ю. А. Смирнова «Сборник устных тем для подготовки к ГИА». Оно действительно ценно тем, что темы подобраны с учётом кодификатора и включены в спецификацию ГИА.

Его можно купить на озоне в пределах 100 р. А можете ознакомиться с ним сначала и решить для себя, подходит ли оно вам или нет. Но уверена, эта книга облегчит процесс подготовки, так как там есть практически всё.

Также мне кажется интересным пособием Е. И. Кисунько и Е. С. Музлановой «Все устные темы для подготовки к выпускному экзамену». Не смотрите, что там написано 11 класс и ЕГЭ. Самое главное, что оно подходит очень даже и для наших целей.

Очень полезное пособие! В будущем оно пригодится вам и для подготовки к ЕГЭ и в написании эссе. Очень много разнообразных тем. Считаю, что пособие составлено удачно и цена у неё хорошая, в районе 100-130 р. на озоне.

Спасибо огромное за подробное объяснение и предоставление полной информации на одном сайте! Вся Вся информация очень полезна и важна для репетитора. Буду к вам обращаться!

Liya отвечает:
ноября 6, 2015 at 13:25

Добрый день, Елена!

Я рада, что информация на моём блоге кажется вам полезной! Обращайтесь!

Анжелика отвечает:
декабря 14, 2015 at 23:58

Здравствуйте, Лия! Хотела бы выразить Вам своё восхищение! Могу с уверенностью сказать, что Вы блестящий педагог и мастер своего дела! Вы очень интересно пишете, структурно мыслите и даёте все объяснения в доступной форме! Неудивительно, что ваши ученики получают на экзамене высокий балл! Побольше бы таких, преданных своему делу, преподавателей-профессионалов! Я тоже много лет готовлю деток к выпускным экзаменам, написала уже более 10 учебных пособий и не понаслышке знаю, какой это труд! И ещё хотела Вас поблагодарить за отзыв к моей книге «Монологическая и диологическая речь» (Ягудена А.Р.)! Я была безумно счастлива, что моё творчество было оценено профессионалом! спасибо Вам огромное!

Liya отвечает:
декабря 28, 2015 at 14:11

Рада вас видеть на своём сайте!

Очень приятно, что вы оцениваете мою работу положительно. В свою очередь, хочу и вас поблагодарить за тот труд, который вы делаете!

Уважаемая Лия, спасибо Вам большое, за то, что делитесь своим опытом. У меня еще не очень большой опыт подготовки к ЕГЭ и ГИА и из Вашего блога я узнала много полезного. Если можно, расскажите подробнее о том, как Вы готовите монологические высказывания?

Liya отвечает:
января 14, 2016 at 16:14

Вы имеете ввиду монологические высказывания в ЕГЭ или ОГЭ. Если в ЕГЭ, то о том, как описывать картинку, я писала подробно здесь

Если новый формат устной части в ОГЭ, то я пока не готовлю в этом году, поэтому не могу поделиться информацией, так как особо не вникала ещё.

Анастасия отвечает:
января 14, 2016 at 18:14

я как раз имела в виду ОГЭ и подготовку к его устной части.

Liya отвечает:
января 14, 2016 at 23:25

Анастасия, могу вам предложить прочитать статью одного репетитора, как раз про новый формат задания в ОГЭ здесь

Возможно, будет полезна вам для ознакомления.

Contacts:
Posted by: admin on