Тренировочные работы по русскому языку для подготовки 7-классников к сдаче регионального экзамена

тренировочные работы по русскому языку для подготовки 7-классников к сдаче регионального экзамена

ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

При выполнении заданий этой части (А1-А16)обведите кружкомномерправильного ответа в экзаменационной работе.

А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) двухстами предметами 2) килограмм помидоров 3) серьёзнейшее замечание 4) поезжайте в город

А2 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1). делал правильно. дешний климат. бил огонь

2) пр..страститься к чтению, пр..открыть завесу тайны, в пр..брежных кустах

3)красивая ро..пись. бе..звучный разговор. бросил груз

4)пр..вязать к дерев, пр..влекать внимание, беспр..рывный шепот волн

А3 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) раскрытый шпионаж. редкая дич. 2) мне невтерпеж. спасительная лож..

3) огонь жгуч. выпряч. лошадей 4) яркая гуаш. ударить наотмаш..

А4Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.

1) выбира..мый путь 2) независ..мый взгляд 3) рассматрива..мый проект 4) замеча..мые ошибки

А5В каком ряду во всех словах пишется Н?

златотка..ый, торфя..ик, масле..ый (блин), неезже..ый

багря..ый, ольша..ик, ветре..ый, свежезамороже..ый

беше..о, гости..ая, лубя..ой, слыша..ый

овся..ый, масле..ица, реше..ый, поле..ица

А6В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1)о проваливш..мся праздновани. 2) в пронесш..мся вихр..3

3) после недавн..й поездк. 4) к поющ. молодёж.

А7 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?

1) Слышался (не)прекращающийся шум ливня.

2) На столе стоял стакан с (не)допитым до конца молоком.

3) (Не)глубокая, но быстрая речка Варварка протекала вдоль опушки.

4) Старик говорил (не)весело, временами качая седой головой.

А8 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

1) (Юго)восток, (лево)бережный, 2) (светло)синий, (высоко)качественный
3) как(либо), (русско)французский; 4) (полу)остров, (во)первых,

А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Сколько н(1) просили Митю сходить за хворостом, он н(2) произнёс н(3) единого слова и даже н(4)чем н(5) показал, что слышит своих спутников.

1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4, 5 3) 1, 2, 5 4) 3, 4

А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей (3) напоминающих (4) хребты громадных рыб.

1) 1, 2, 3; 2) 1, 3; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 2, 4

А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) поседевший ветеран 3) преодолевая невзгоды

2) поседев от горя 4) побеждённый неприятелем

А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Собираясь получить деньги на почте,
1) Николаю хотелось купить кое-какие книги. 2) Николай хотел купить кое-какие книги.
3) покупка книг оставалась главной задачей. 4) Хотелось зайти ещё и к приятелю.

(1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– 3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас фашисты убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И, пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну.

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)Похоронка на месте, фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

1 Васильев Борис Львович (1924) – русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала главной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие. », «В списках не значился», «Завтра была война» и др.

А13 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»

1) Это были копии, а не настоящие документы.

2) Поведение детей обидело Анну Федотовну.

3) Анна Федотовна боялась, что документы украдут.

4) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне.

А14 Какой тип речи представлен в предложениях 1-7?

Описание 2)рассуждение 3)повествование 4)описание и рассуждение

А15 Укажите правильную морфологическую характеристику слова «пользуясь» из 53 предложения текста.

1) наречие 2) деепричастие 3)причастие 4)прилагательное

А16 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются эпитеты.

1) Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

2) Музей не возьмёт копии.

3) Анне Федотовне очень не понравился этот вызывающий, полный непонятной для нее претензии тон.

4) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал.

При выполнении заданий этой части (В1-В4) запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числапри перечисленииотделяйте запятыми.

В1 Укажите способ образования слова « понравился» (предложение 27). Ответ: _____________________

В2 Из предложения 51 выпишите сочинительный противительный союз. Ответ: ___________

В3 Из предложений 26-30 выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова .

В4 Среди предложений 46-53 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________________________

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа. ».Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

При выполнении заданий этой части (А1-А16)обведите кружкомномерправильного ответа в экзаменационной работе.

А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) смотрев вперёд 2) лучшие парикмахеры 3) о трёхстах участниках 4) надеть пальто

А2 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)Ро..сказни кумушек, бе..жалостный враг. жег мосты

2)не бояться пр..град, пр..спокойный человек, город пр..нарядился

3)Бе..толковый разговор, ра..писаться в журнале, бе..численные вопросы

4) пр..интересная книга, пр..зрительный взгляд, пр..встать на цыпочках

А3 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) впряч. лошадь, богатырь широкоплеч. 2) взгляд хитрющ. острич. овец

3) редко приезжаеш. черная туш. 4) отращиваеш. челку, песок сыпуч..

А4Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.

1) сдвига..мый в кучу 2) извлека..мый из недр 3) слыш..мый издалека 4) подразумева..мый вопрос

А5В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) поступить рискова..о, скорость беше..а, сестра тактична и сдержа..а

люди необразова..ы, бригады образова..ы, глаза испуга..ы

атаки сдержа..ы, полы выкраше..ы, пламя не погашено

голоса взволнова..ы, отвечал взволнова..о, явился немедле..о.

А6В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

о вчерашн..м мероприяти. 2)о прошедш..й радост. 3) по петляющ..й дорог. 4) к младш..й дочер..

А7В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) Эпитет – образное, (не)обычное определение.

2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.

3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.

4) (Не)кому задать вопросы, которые мучат Пьера после дуэли в Сокольниках.

А8 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

1)(все)таки; (авиа)связь 2)(по)медвежьи, (пол)очка

3) выходили (по)двое; петь (по)птичьи 4) (плащ)палатка, (полу)легальный

А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Ляпишев н(1) во что н(2) верил, н(3) признавал н(4)каких авторитетов и при этом н(5) только не был мрачным и скучающим человеком, но легко увлекался новыми идеями.

1,4 2)1,2,5 3)2,3 4) 4,5

А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

За домиком (1) видневшимся (2) сквозь сосновые лапы и кусты ивы, берёзовую и рябиновую листву (3) протекала река (4) окаймлённая густым лесом.

1) 1, 4; 2) 1, 3, 4; 3) 3; 4) 1, 2, 3, 4

А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) награждённый орденом 3) на встрече ветеранов

2) заслуженная награда 4) выходящий из зала

А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Усевшись вокруг разостланной скатерти,
1) мы принялись за паштет и прочие яства.
2) паштет и прочие яства быстро исчезали во рту голодных посетителей.
3) приходилось учитывать аппетит соседей.
4) аппетит разыгрался с новой силой.

(1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2)Здесь он познакомился с Машей. (3)Она была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5)Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.

(6)Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. (7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена.

(8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. (9)Все вокруг провожали их глазами и показывали пальцами, а Тимофей важно шагал так, как будто имел на это право, как будто он не хулиган и мелкий воришка, а с ними, с этой удивительной храброй девушкой и её медведями. (10)Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.

11)Девушка как-то быстро поняла, что он всё время хочет есть. (12)И стала подкармливать его бутербродами с колбасой. (13)У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, божественным наслаждением. (14)Никогда в жизни потом он не ел такой колбасы.

(15)Однажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно. (16)Поесть – да, поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо.

(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам.

(21)Потом она вышла замуж и уехала.

(22)«Я не могу взять тебя с собой, – сказала она. – (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу».

(25)При ней он не мог заплакать. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд – неправда.

(27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.

(30)В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день. (31)Он обошёл все клетки, проверил всех зверей. (32)Всё было в порядке. (33)Устав бродить, он лёг под одним из громадных деревьев.

(34)Сначала он просто лежал на куче листьев, потом стал тихонечко подвывать, засовывая между колен замёрзшие грязные руки.

(35)Всё кончилось. (36)Больше в его жизни ничего не будет. (37)Он остался совсем один. (38)Маши больше не будет. (39)И лета больше не будет. (40)Будут осень, дождь, ранние сумерки, а к весне медвежата совсем вырастут и больше не узнают его.

(41)Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. (42)Потом встал и ушёл из зоопарка.

(43)Навсегда. (По Т. Устиновой)

Устинова Татьяна Витальевна(1968) – российская писательница, работающая в детективном жанре.

А13 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик Тимофей часто приходил в зоопарк?»

1) В зоопарке Тимофей «знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками».

2) Тимофей был хулиганом и мелким воришкой.

3) Маша, которая работала в зоопарке, часто угощала его мороженым.

4) Мальчик чувствовал себя спокойно и уверенно рядом с Машей, которая иногда обращалась к нему за помощью.

А14 Какой тип речи представлен в предложениях 30-34?

Описание 2)рассуждение 3)повествование 4)описание и рассуждение

А15 Укажите правильную морфологическую характеристику слова «однажды» из 15 предложения текста.

А16 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.

2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.

3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.

4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.

При выполнении заданий этой части (В1-В4) запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числапри перечисленииотделяйте запятыми.

В1 Укажите способ образования слова « лёжа» (предложение 41). Ответ: ___________________________

В2 Из предложения 19 выпишите подчинительный союз. Ответ: __________________________

В3 Из предложений 35-41 выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова .

В4 Среди предложений 15-20 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. Ответ: ______________________

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: « Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. Потом встал и ушёл из зоопарка. Навсегда»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

При выполнении заданий этой части (А1-А16)обведите кружкомномерправильного ответа в экзаменационной работе.

А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) по их желанию 2) в двух тысяч пятом году 3) красивейший пейзаж 4) прополощи бельё

А2 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) хмурый ра..свет, бе..звездная ночь, ра..целовать бабушку

2)пр..скверный день, пр..одолевать трудности, новое пр..ключение

3)ра..цвел под окном, ра..смотреть пейзаж, ра..громить врага

4)пр..ображенный край, пр..вратился в лед, пр..кратить пререкания

А3 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) отреж..те хлеба, кисель тягуч. 2) развиваеш. тему, огромная мощ..

3) прижеч. йодом, выйти замуж. 4) поставить в электропеч. пять тысяч..

А4Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.

1) рассматрива..мый рисунок 2) независ..мый от обстоятельств 3) качаемый ветром 4) выбира..мый вопрос

А5В каком ряду во всех словах пишется Н?

раны множестве..ы, бойцы ране..ы, движения скова..ы холодом

дети воспита..ы и аккуратны, задачи реше..ы, планы расстрое..ы

аргументы взвеше..ы и точны, белье развеша..о, мы удивле..ы

маршруты определе..ы, поле скоше..о, погода ветре..а

А6В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1)к ближн..й акаци. 2) о прошедш..м времен. 3)о выдающ..мся художник..4) в начинающ..мся состязани..

А7В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) Казалось, (ни) что не могло поколебать его уверенность.

2) Станиславу Ивановичу (не) где было разместить жильца.

3) За дверью раздался (не) громкий шепот.

4) Вы используете идеологические, но отнюдь (не) научные аргументы.

А8 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

1) (широко)плечий юноша; сделал (по)своему

2) (научно)фантастическая повесть, (по)долгу разговаривали

3) (мало)помалу привык, съел (пол)яблока

4) залезть (по)выше, (кисло)стойкая краска

А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимался, оказаться в ряду лжеучёных: он н(3) пойдёт н( 4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов.

1) 2,4, 5 2)2 3) 1,2, 3 4) 4, 5

А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.

1) 1, 2; 2) 3, 4; 3) 1, 2, 3; 4) 1, 2, 3, 4

А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) отвечающий у доски 3) отвечающий мальчик

2) прибывшие сюда 4) отвечая чётко

А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Придерживая двумя пальцами край широкой шляпы,
1) ветер пытался сорвать её с хорошенькой головки Зои.
2) Зоя посматривала то вбок, то назад.
3) она покачивалась полями под напором сильного ветра.
4) Зое приходилось сражаться с сильными порывами ветра.

А вечером папа спросил:

– Ну как? 3)Понравилось в цирке?

– Папа, там в цирке есть одна девочка. 6) Она танцует на голубом шаре! 7) Пойдем снова в следующее воскресенье в цирк! 8) Я тебе ее покажу!

– Обязательно пойдем. 11) Обожаю цирк!

12) И я так ждал следующего воскресенья, что даже не помню, как прожил еще одну неделю. 13) И папа сдержал свое слово: он пошел со мной в цирк и купил билеты во второй ряд. 14) И я начал ждать, когда появится девочка на шаре. 15) Но человек, который объявляет, объявлял все время разных артистов. 16) А я прямо дрожал от нетерпения, мне очень хотелось, чтобы папа увидел, как она необыкновенно красива в своем серебряном костюме с воздушным плащом. 17) И я все время говорил папе:

18)- Да ну его! 19) Это ерунда на постном масле!

20) И папа говорил, не глядя на меня:

21) – Не мешай, пожалуйста. 22) Это очень интересно! 23) Это самое то!

24) Я подумал, что папа, видно плохо разбирается в цирке, раз это ему интересно. 25) Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре.

26) Но тут вышел объявляющий и своим глухонемым голосом крикнул:

28) Папа удивленно сказал:

29) А где же твоя эквилибристка? 30) Пойдем-ка купим программку.

31) Он был веселый и довольный. 32) Он огляделся вокруг и сказал:

33) – Ах, люблю я цирк, самый запах этот… 34) Голову кружит…

34) Мы вышли в коридор, и я спросил у контролерши:

35)- Скажите, пожалуйста, а когда будет выступать девочка на шаре?

36) Контролерша ответила, что девочка уехала.

38) – Пойдем домой, папа.

40) – Вот так раз…

41) Когда мы вышли на улицу Горького, он посмотрел на меня сверху и радостно сказал:

42) – Зайдем в кафе «Мороженое», смутузим по две порции, а?

44)- Не хочется что-то, папа.

45) – Там подают воду, называется «Кахетинская». 46) Нигде в мире не пил лучшей воды. 47) Я сказал:

48) – Не хочется, папа.

49) Он не стал меня уговаривать. 50) Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. 51) Мне стало даже больно. 52) Он шел так быстро, что я еле-еле поспевал за ним. 53) Отчего он шел так быстро? 54) Почему он не разговаривал со мной? 55) Мне захотелось на него взглянуть. 56) У него было очень серьезное и грустное лицо. (В.Драгунский)

Виктор Юзефович Драгунский (1 декабря 1913 — 6 мая 1972) — советский актёр и писатель-прозаик, автор рассказов для детей.

А13 Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему папа не стал уговаривать сына пойти выпить воды»?

1)Папа понял настроение сына и не стал настаивать.

2)Папа рассердился на сына за то, что тот не послушался отца.

3) Папа обиделся на нечуткость сына.

4) Папа строгий человек и не повторяет своих просьб трижды.

А14 Какой тип речи представлен в предложениях 53-56?

Описание 2)рассуждение 3)повествование 4)описание и рассуждение

А15 Укажите правильную морфологическую характеристику слова «снова» из 7 предложения текста.

А16 Укажите, в каком предложении в качестве средства речевой выразительности используется фразеологизм?

1) Но тут вышел объявляющий и своим глухонемым голосом крикнул:

2) И я так ждал следующего воскресенья, что даже не помню, как прожил еще одну неделю.

3) Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре.

4) А я прямо дрожал от нетерпения, мне очень хотелось, чтобы папа увидел, какая она необыкновенная в своем серебряном костюме с воздушным плащом.

При выполнении заданий этой части (В1-В4) запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числапри перечисленииотделяйте запятыми.

В1 Укажите способ образования слова « снова» (предложение 7). Ответ: ________________________

В2 Из предложения 12 выпишите частицы. Ответ: ________________________

В3 Из предложений 20-24 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова .

В4 Среди предложений 12-23 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________________________

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 Напишите сочинение-рассуждение .Объясните, как вы понимаете смысл последних предложений: « Почему он не разговаривал со мной? Мне захотелось на него взглянуть. У него было очень серьезное и грустное лицо».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

При выполнении заданий этой части (А1-А16)обведите кружкомномерправильного ответа в экзаменационной работе.

А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) на триста пятьдесят седьмой странице 2)более лучше 3) несколько мандаринов 4) хорошие доктора

А2 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)бе..связный ответ, бе..грамотный человек, ра..спросить отца

2)пр..забавный рисунок, пр..следовать зверя, непр..ступные вершины

3)ра..пилить на части. дуть пух, вернулся и..далека

4)пр..ятный вкус, пр..остановиться, может пр..гореть

А3 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) береч..ся от огня, голос звенящ. 2) после пожарищ. спряч..те кошелек

3) отвлеч..ся от работы, сборник задач. 4) убежать проч. отсеч. лишнее

А4Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.

1) извлека..мый корень 2) невид..мый коллегами 3) награжда..мый призом 4) подразумева..мый вопрос

А5В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) ответить письме..о, гости..ая, овся..ый, овчи..ый

пусты..ый, деревя..ый, серебря..ый, ветре..ый

окраи..ый, подли..ый, невида..ый, уронить нечая..о

золоче..ые купола, слома..ые часы, беле..ые маляром потолки, безветре..ый день

А6В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1)в нержавеющ..й стал. 2) к замужн..й женщин. 3) о последн..м предложени. 4) в тягуч..м имен..

А7 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не) кого было оставить сторожить рюкзаки на остановке.

2) Я был (не) много знаком с автоделом.

3) (Не) искренние люди всегда обречены на одиночество.

4) Стакан с (не) допитым до конца молоком стоял на столе.

А8 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

(плодово)ягодные культуры, (особо)ценный

говорили (по)французски, (пол)города знает

пройдет(ли) (научно)документальный фильм

А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Е?

Я н(1) верю, что есть на нашей земле места скучные и н(2) дающие никакой пищи н(3) глазу, н(4) слуху.

1) 1, 3,4 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1,2

А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сразу же за рекой (1) поднимаясь вверх (2) виднелись скалистые горы (3) очерченные внизу (4) ломаной линией чернеющих низеньких кустарников.

1) 1, 2; 2) 3, 4; 3) 1, 2, 3; 4) 1, 2, 3, 4

А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) негреющее солнце 3) не выполненная вовремя

2) не греясь на солнце 4) невыполненная работа

А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Очутившись в ледяной воде,
1) меня сначала охватила дрожь, но энергичные движения руками помогли мне согреться.
2) нельзя оставаться без движения.
3) энергичные движения помогают согреться.
4) его охватила дрожь, и он не мог согреться.

(1)Я даже вообразить не мог, какое произведу впечатление на бабушку и маму сообщением о том, что наша библиотекарша никакая не библиотекарша. (2)Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию. (3)Всю жизнь танцевала в Мариинке.

(4)Особенно ликовала мама. (5)Бабушка просто ахала, а мама от восторга места себе не находила. (6)Я её такой за всю войну не видел. (7)Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет. (8)Это была сказка «Щелкунчик». (9)Какие изумительные были костюмы, а музыку исполнял огромный оркестр, наверное, человек сто музыкантов. (10)А сам театр! (11)Мраморные колонны, пол, по которому страшно ходить, потому что он похож на стеклянный… (12)Этого не забудешь вовек. (13)И всё-таки главное – артисты: балерины в юбочках из прозрачной ткани, танцоры, выскакивавшие, когда надо было поднять балерину.

– (14)Как, – удивлялся я, – прямо в воздухе?

– (15)Конечно! – радостно смеялась мама.

(16)И ещё выяснилось, что балерины танцуют на пальчиках, редко стоят на всей ступне, да и то очень изящно. (17)И мама показала, как стоят балерины: подтянулась, даже, кажется, выше стала, и одну ступню вплотную приставила к другой, ровно посредине. (18)Тут мама одну руку вскинула, что-то тихонько замурлыкала, какую-то мелодию, и давай руками размахивать.

– (19)Ладно, ладно! – рассмеялся я. – (20)Расскажи лучше, как же они на пальцах танцуют.

– (21)У них специальные тапочки, – успокоилась мама, – белые или розовые, представляешь?

(22)Она подошла к столу, разлила по тарелкам завариху, села, взялась за ложку, зачерпнула ею еду. (23)Мама поднесла было ложку ко рту, но вдруг положила её обратно и заплакала.

– (24)Что теперь с театром-то? (25)Вдруг разбомбили? (26)Что же они творят?

– (27)Фу, как ты меня напугала, – сказала бабушка.

(28)Мама ничего не ответила. (29)Ела завариху, вовсе не замечая еды.

(30)Наверное, ушла обратно в свой чудесный театр. (31)Пусть, если ей так там нравится. (32)Она устала, моя мама, она развеселилась первый раз за всю войну. (33)Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет.

Лиханов Альберт Анатольевич– современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества – становление характера подростка – проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре»,

«Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм

А13 В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мать рассказчика с таким восторгом вспоминает о театре?»

1) Я даже вообразить не мог, какое произведу впечатление на бабушку и маму сообщением о том, что наша библиотекарша никакая не библиотекарша. Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию.

2) Бабушка просто ахала, а мама от восторга места себе не находила. Я её такой за всю войну не видел.

3) Какие изумительные были костюмы, а музыку исполнял огромный оркестр, наверное, человек сто музыкантов. А сам театр! Мраморные колонны, пол, по которому страшно ходить, потому что он похож на стеклянный…

4) И ещё выяснилось, что балерины танцуют на пальчиках, редко стоят на всей ступне, да и то очень изящно.

А14 Какой тип речи представлен в предложениях 8-12?

Описание 2)рассуждение 3)повествование 4)описание и рассуждение

А15 Укажите правильную морфологическую характеристику слова «изящно» из 16 предложения текста.

А16 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Я её такой за всю войну не видел (предложение 6).

2) Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию (предложение 2).

3) Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет (предложение 7).

4) Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет (предложение 32).

При выполнении заданий этой части (В1-В4) запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числапри перечисленииотделяйте запятыми.

В1 Укажите способ образования слова « тихонько» (предложение 18). Ответ: _____________________

В2 Из предложения 28-31 выпишите формообразующую частицу. Ответ: ______________________

В3 Из предложений 19-26 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова .

В4 Среди предложений 1-7 найдите предложение с причастным оборотом. Напишите номер этого предложения. Ответ: _____________________________________________

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Пусть побудет ещё немного в своейотдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

При выполнении заданий этой части (А1-А16)обведите кружкомномерправильного ответа в экзаменационной работе.

А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) о полутора часах 2) более позднее 3) четырьмястами студентами 4) две пары ботинок

А2 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)бе..спорный ответ, ра..сыпать бисер, в..дрогнуть от страха

2)пр..двинуть ближе, древние пр..дания, пр..метный облик

3)ра..следовать до конца, точно ра..считать, тонкий ра..чет

4)пр..мудрый совет, грубые пр..рекания, пр..своение земель

А3 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) хорошо рисуеш. известный богач. 2) дорогая вещ. навлеч. беду

3) материал линюч. прикрываеш..ся от солнца 4) на месте пожарищ. добываеш. золото

А4Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой Е.

1) сдерж..нный ответ 2) вспах..нное поле 3) взлеле…нный солнцем 4) закле..нный пакет

А5В каком ряду во всех словах пишется Н?

окруже..ы забором, лица рассея..ы, экзамены выдержа..ы, уже глаже..ые вещи

тяжелоране..ый сапер, масле..ый блин, реше..ый пример, посажё..ый отец

краше..ые двери, нехоже..ые тропы, нежда..ый гость, бракова..ые детали

свежемороже..ые овощи, домотка..ые скатерти, смышле..ый малыш, некоше..ые травы

А6В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) о выпавш..м снег. 2)о затянувш..йся болезн. 3)проехавш..м трамва..м 4)о начавш..йся экскурси..

А7 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?

1) Мы (не) редко заходили на чай к тете Марине.

2) На кровати лежала тетрадь с (не) доделанной до конца домашней работой.

3) (Не) чему здесь радоваться.

4) Мы имеем тайное, (не) известное нашему врагу преимущество.

А8 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

1)(военно)обязанный, (давным)давно 2) там(же), (белым)бело

3)(с)права, (рок)группа 4)(по)вьетнамски, (русско)французский

А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Как н(1) старался Бим, он н(2)как н(3) мог взять след: н(4) одного знакомого запаха на этой улице он н(5) учуял. 1) 1, 2, 4; 2) 1, 2, 5; 3) 1, 3, 5; 4) 2, 4

А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега. 1) 1, 2, 3; 2) 1, 3; 3) 1, 2, 3, 4; 4) 2, 4

А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) изредка вспоминая 3) вспоминающий о прошлом

2) вспоминающий изученное 4) воспоминания о Родине

А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Используя без необходимости иноязычные слова,
1) засоряется наша речь.
2) наш лексикон становится непонятным большинству людей.
3) мы рискуем потерять собственный язык.
4) иноязычные слова обогащают наш лексикон.

(1)Во двор вошли трое ребят. (2)Они выглядели обыкновенно, только Санька сразу понял, что они детдомовские.

– (3)Вам чего? – грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками.

– (4)Хлеба не продадите? – спросил один из троих.

– (5)Нету! – сказала мать. – (6)Тут самим есть нечего! – (7)И торопливо побежала в избу, не оглядываясь.

– (8)Ну, чего ждѐте? – ещѐ грубей крикнул Санька.

– (11)Так везде говорят, а после всѐ-таки продают.

– (12)А деньги есть?

– (13)Вот. – (14)Один из них, приземистый, протянул деньги Саньке.

– (15)Легко отдаѐшь, – сказал Санька. – (16)А если я отберу эти деньги, а вас выгоню.

– (17)Отдай, – буркнул приземистый.

– (18)Возьми-кась, – проговорил Санька, ощущая, как растѐт в нѐм ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим. – (19)Ну? (20)Попробуй!

– (21)Отдай! – попросил вежливо высокий. – (22)Фашист ты, понял. – вдруг хрипло выговорил приземистый.

– (23)Обзываться? (24)Да? (25)Хлебца просить? (26)И обзываться. (27)А вота. – крикнул Санька и, не глядя, рванул поперѐк все деньги, все бумажки, что были в кулаке. (28) Он видел, как растерялись детдомовские, и сам растерялся.

– (29)Вота! – сказал он, показывая половинки бумажек. (30)И вдруг, как будто поняв, что дело сделано, и уже не поправишь, и что надо стоять на своѐм, Санька стал рвать деньги дальше, в мелкие клочья, приговаривая: – (31)Вота! (32)У меня батю. на фронте. а вы обзываться…

(33)Детдомовские, все втроѐм, двинулись на него – Санька приготовился к драке. (34)Как будто все Санькины чувства: и превосходство, и злость, и презрение, и отчаянность, что уже были в нѐм, – всѐ это вдруг передалось детдомовским, а Санька остался ни с чем.

(35)Длинный парень шагнул вперѐд и сказал:

– (36)Хочешь драться? (37)Бей, я один здоровый. (38)Они раненые. (39)А его отец, – высокий кивнул на очкастика, – рядом с твоим, может, лежит. (40)Тоже убитый. (41)И в семье у него осталось двое, а было восемь человек. (42)Вот и бей, чего ж не бь ѐ шь?

– (43)Не надо, пацаны, – поморщившись, сказал очкастик. – (44)Ну его! (45)Нашли кому объяснять. (46)Санька почувствовал, что детдомовские не принимали его на равных, будто им было известно что-то такое, чего Санька не знает и не будет знать никогда.

– (47)Посидите чуток, я сейчас. – тихо сказал он. (48)Санька хотел им сказать, что он возьм ѐ т в доме еды и хлеба достанет где-нибудь на все те деньги, что он разорвал. (49)Но детдомовские вс ѐ и так поняли.

– (50)Да не надо, ведь мы не себе хотели, – сказал длинный, – докторше нашей.

(51)Больным и раненым хлеб разда ѐ т, а сама голодная. (52)Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок.

– (53)Постойте, мальцы. (54)Вот картошек вар ѐ ных возьмите.

– (55)Мамк, ты денег не бери! – заторопился Санька. – (56)Слышь, не надо! (57) Они не себе хлеба хотели купить, докторше. (58)Она, говорят, отказывается, а сама голодная ходит!

(59)Мать поставила чугунок на перильце, распрямилась.

– (60)Да поняла я, поняла, – кивнула она головой. – (61)Вот же какие люди бывают на свете. (62)То ли дурные, то ли святые. (63)Ах, господи. (64)Берите, мальцы, ешьте. (По Э. Шиму)

Шим Эдуард Юрьевич ( Эдуард Юрьевич Шмидт) (1930–2006) – современный писатель, драматург. Автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.

А13 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Санька просил мать не брать денег с детдомовцев?»

1) Детдомовцы были побирушками, и у них не было денег, чтобы купить хлеб.

2) Санька испытывал презрение к детдомовцам и разорвал их деньги.

3) Санька понял, что детдомовцы просили хлеба не для себя, и ему стало стыдно за своѐ поведение.

4) Санька боялся, что детдомовцы побьют его.

А14 Какой тип речи представлен в предложениях 36-42?

Описание 2)рассуждение 3)повествование 4)описание и рассуждение

А15 Укажите правильную морфологическую характеристику слова «убитый» из 40 предложения текста.

А16 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) – Вам чего? – грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками.

2) – Возьми-кась, – проговорил Санька, ощущая, как растѐт в нѐм ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим.

3) Детдомовские, все втроѐм, двинулись на него – Санька приготовился к драке.

4) Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок .

При выполнении заданий этой части (В1-В4) запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числапри перечисленииотделяйте запятыми.

В1 Укажите способ образования слова « длинный» (предложение 35). Ответ: _______________

В2 Из предложения 46 выпишите подчинительные союзы. Ответ: ___________________

В3 Из предложений 55-60 выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова .

В4 Среди предложений 18-28 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений. Ответ: _____________________

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Вот же какие люди бывают на свете. То ли дурные, то ли святые. ».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

При выполнении заданий этой части (А1-А16)обведите кружкомномерправильного ответа в экзаменационной работе.

А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) повеселее 2) ряд критериев 3) не пророняя слов 4) обоих студентов

А2 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) ра..толочь в порошок, и..гибать ветку, бе..ценный подарок

2)пр..вольный простор, пр..надлежность к титулу, пр..восходство над врагами

3)в..пахать поле, ра. двинуть стол, бе..полезные усилия

4) пр..ветливый сосед, пр..чудливый узор, пр..лежный ученик

А3 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) темный плащ. достич. желаемого 2) едкая щелоч. материал блестящ..

3) вкусный кулич. дорогая брош. 4) слышна картеч. упал навзнич..

А4Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.

1) раста..вший на солнце 2) крас..вший забор 3) обид..вший малыша 4) слыш..вший шёпот

А5Вкаком предложении на месте пропусковпишется Н?

К приезду гостей все дорожки были немед ле..о выровне..ы и заасфальтирова..ы.

Лицо учителя озабоче..о: дети невнима тельны и рассея..ы, задания не выпол не..ы.

Многие абитуриенты серьезны и целеуст ремле..ы, поэтому экзамены сда..ы.

Мы были озабоче..ы тем, что погода ис портилась, но к полудню облака уже были рассея..ы ветром.

А6В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) в правящ..й парти. 2)о важнейш..м постановлении. 3)о бескрайн..м простор. 4) об увещевающ..й реч..

А7 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?

1) Василию Кирилловичу было ничуть (не) жалко провинившегося студента.

2) Из дальней комнаты слышался (не) громкий разговор.

3) Сторожевые казаки на постах (ни) чего не заметили, горцы сумели вплотную подойти к станице.

4) В тех краях (ни) где не найти деревьев: повсюду одна только голая выжженная степь.

А8 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

1) (кое)чем, (по)житейски

(режиссер)постановщик, (по)весеннему лесу

А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Она н(1)перед кем н(2)когда н(3)открывает сокровенных движений сердца, н(4)кому н(5)поверяет душевных тайн.

1) 1, 3, 4, 5; 2) 3, 4, 5; 3) 2, 3, 5; 4) 1, 2, 4

А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Одним за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.

1) 1, 2, 4; 2) 1, 2, 3; 3) 2, 3; 4) 1, 3, 4

А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) расписывающий витражи 3) на плавающей льдине

2) подметая двор 4) справа показался

А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Сменившись легким бризом,
1) парусник продолжал плыть. 2) шторм утих.
3) мелкими волнами покрылось море. 4) нельзя дальше было продолжать путь.

(1)Митрофанов Сергей в свои неполные пятнадцать лет был человеком вполне самостоятельным, и все знали: Митрофанов Сергей живёт своим умом.

(2)Предыдущий Чокнутый впервые пересек путь Митрофанова Сергея зимой, во время школьных каникул. (3)Митрофанов Сергей шел лесной просекой по накатанной лыжне и внезапно заметил лыжный след, решительно сбегавший в чащу: кто-то совсем недавно сошел с просеки, поднырнул под заснеженную еловую лапу и двинулся по лесу неизвестно куда и зачем. (4)Митрофанов Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот. (5)Скоро он убедился, что тот, за кем он шёл, какой-то чокнутый… (6)Снег становился всё рыхлее, кусты – непролазнее, и Митрофанов Сергей ругал себя, говоря, что глупо идти вперёд, но повернуть назад ещё глупее. (7)Как полоумный, он продолжал тащиться по лесу, мысленно грозя Чокнутому всяческими карами и одновременно умоляя его выбраться поскорее на открытое место. (8)Лес наконец расступился, и Митрофанов Сергей очутился на горке, давно и хорошо ему знакомой. (9)Справа по некрутому, но длинному спуску можно было съехать как раз к дороге, которая вела в посёлок и на станцию. (10)Слева же с этой горки съезжать было опасно, потому что тут были и обрыв, и яма, а внизу маячили огромная сосна и телеграфный столб, но след Чокнутого загибался именно влево, круто срываясь вниз. (11)Один голос внутри Митрофанова Сергея сказал ему: «(12)Это же псих, ненормальный! (13)Он тебе не указ!» (14)Другой голос внутри Митрофанова Сергея сказал: «(15)Он посмел, а ты не смеешь! (16)Тебе слабо…»

(17)Митрофанов Сергей повернул налево, приблизился к обрыву и без задержки, чтобы не позволить страху одолеть себя, оттолкнулся палками. (18)Он упал уже на ровном месте, благополучно пролетев над ямой и счастливо миновав сосну и столб. (19)А Предыдущий Чокнутый свалился раньше: к подножию горы спускались глубокие отпечатки его ботинок. (20) «Хоть посмотреть бы на тебя, полоумного», — уже весело, без злости думал Митрофанов Сергей, возвращаясь в город на электричке…

(21)Летом Митрофанов Сергей поехал в спортивный лагерь. (22)По соседству с лагерем виднелась лишь одна изба, в которой каждое утро плакал ребёнок. (23)А на крыльце избушки сидела собака суровой наружности, и, если кто-нибудь пытался подойти к калитке, собака начинала грозно рычать. (24)Митрофанову Сергею рассказали, что живёт тут одинокий старик, лагерный сторож, который зимой охраняет эту территорию. (25)на лето к нему приехала дочь с младенцем, да заболела, и её увезли в город, в больницу. (26)Вот старику приходится на рассвете спешить в деревню за молоком, а младенец остаётся с собакой. (27)Можно было бы молоко носить по очереди, но старик не согласен: собака на каждого новенького лает, младенец просыпается, плачет, а если собаку к каждому приучать, то из неё потом плохой сторож получится. (28)В первой смене, говорят, нашелся один чокнутый: каждый день до линейки в деревню бегал с посудиной, но таких чокнутых – один на миллион. (29)Тут Митрофанов Сергей понял, что снова влип… (30)Всю смену Митрофанов Сергей вставал с петухами, бежал в соседнюю деревню, а, возвращаясь, успевал ещё искупаться в речке. (31)Уже и старикова дочка вышла из больницы, и нужда в этих походах отпала, но Митрофанов Сергей привык, втянулся…

(32)А на небезызвестного Предыдущего Чокнутого хотелось ему по-прежнему поглядеть.

(33)Вернувшись в город, Митрофанов Сергей не стал изменять приобретённым привычкам: вставал с первыми позывными радио и, сделав зарядку в лоджии, становился под холодный душ. (34)Сначала обливался ледяной водой в ванне, потом перешёл на обтирание снегом.

(35)В одно морозное утро Митрофанова Сергея окликнул сверху жалостный голос: «(36)Эй, ты что вовсе чокнутый? (37)Ты на всю зиму свою физкультуру затеял?». (38)Митрофанов Сергей подошёл к ограждению лоджии и, задрав голову, с удивлением посмотрел наверх: этажом выше стоял, перевесившись, растрёпанный мальчишка. (39)Я следом за тобой, как идиот последний…» — сказал мальчишка. (40) «Никто ж не заставляет», — резонно заметил Митрофанов Сергей. «(41)Ага, значит, ты – можешь, а мне – слабо. – взъярился мальчишка. — (42)А я, если поднатужусь, гирю жму до пятидесяти раз!».

(43)Мальчишка скрылся, а Митрофанов Сергей пошёл в ванную. (44)Растираясь жёстким полотенцем так, что тело горело, Митрофанов Сергей взглянул в зеркало, и ему вдруг стало смешно: из зеркала на него смотрел Предыдущий Чокнутый верхнего мальчишки!

А13 В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, приехав из лагеря, герой «обливался ледяной водой в ванне», обтирался снегом?»

1) (28)В первой смене, говорят, нашелся один чокнутый: каждый до линейки в деревню бегал с посудиной, но таких чокнутых – один на миллион. (29)Тут Митрофанов Сергей понял, что снова влип…

2) (31)Уже и старикова дочка вышла из больницы, и нужда в этих походах отпала, но Митрофанов Сергей привык, втянулся…(33)Вернувшись в город, Митрофанов Сергей не стал изменять приобретённым привычкам: вставал с первыми позывными радио и, сделав зарядку в лоджии, становился под холодный душ.

3) (35)В одно морозное утро Митрофанова Сергея окликнул сверху жалостный голос: «(36)Эй, ты что вовсе чокнутый?

4) (43)Мальчишка скрылся, а Митрофанов Сергей пошёл в ванную. (44)Растираясь жёстким полотенцем так, что тело горело, Митрофанов Сергей взглянул в зеркало, и ему вдруг стало смешно: из зеркала на него смотрел Предыдущий Чокнутый верхнего мальчишки! (По М.Борисовой)

А14 Какой тип речи представлен в предложениях 21-26?

Описание 2)рассуждение 3)повествование 4)описание и рассуждение

А15 Укажите правильную морфологическую характеристику слова «накатанной» из 3 предложения текста.

ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

При выполнении заданий этой части (А1-А16)обведите кружкомномерправильного ответа в экзаменационной работе.

А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) попробоваем 2) килограмм яблок 3) пара полотенец 4) наисложнейший

А2 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

и..бегать трудностей, в..бираться на вершину, не..гибаемая воля

непр..одолимое затруднение, пр..митивный совет, пр..сутствовать на собрании

бе..цельный путь, бе..шумная походка, ра..спросить путешественника

сложное пр..пятствие, непр..миримый человек, пр..страстное отношение

А3 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) изреч. истину. сплош. покрыт травой 2) высокий хвощ. медленно идеш..

3) голос манящ. играеш. на фортепьяно 4) готовый борщ. испеч. пирог

А4Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой Я.

1) стел..щийся по земле 2) бор..щийся за права 3) участву..щий в игре 4) терп..щий бедствие

А5Вкаком предложении на месте пропусковпишется НН?

В На клумбе, засея..ой цветами, росли не сея..ые одуванчики, занесе..ые ветром.

На нем была стега. ая телогрейка, пере хваче..ая кожа..ым ремнем.

Сколоче..ый из досок стол, из реза..ый ножами, покрыли купле..ой на ярмарке скатертью.

В неосвеще..ом подвале валялась бро ше..ая бочка из-под кваше..ой капусты.

А6В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) о надлежащ..м уход. 2)о строящ..мся общежити. 3) о ранн..м времен. 4)о последн..м решени..

А7.В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) С первой встречи петух (не) взлюбил Фунтика и каждый раз, проходя мимо, неодобрительно косился на таксу.

2) Вчера в редакцию заходил (не) кто Станислав Куницын, он утверждал, что нашел простое решение теоремы Ферма.

3) Несмотря на простоватую внешность, старик оказался человеком отнюдь (не) глупым.

4) (Ни) кому не хотелось думать в тот прекрасный летний вечер о голоде, очередной смене правительства, военной интервенции бывших союзников.

А8 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

(по)казахски, (по)моему следу 3) (опытно)экспериментальный, откуда(то)

(во) вторых классах, (быстро)быстро 4) (в)третьих, подумай;(по) нашему методу

А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Н(1)петухи, н(2)лай собаки н(3)скрип ворот н(4)могли вывести его из столбняка.

1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3; 3) 2, 3; 4) 3, 4

А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы XX века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

1) 1, 2, 3; 2) 2; 3) 3; 4) 1, 2, 3, 4

А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) наблюдаемое явление 3) изученные растения

2) отправляясь в космос 4) слегка прищурившись

А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Заблудившись в тайге,
1) нам предстояло рассчитывать только на свои силы.
2) послышались отчаянные возгласы о помощи.
3) нужно не паниковать, а проанализировать обстановку.
4) не паника, а трезвый расчет помогут найти выход из положения.

(1)Помнишь ли ты свою первую книгу?

(2)Не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать. (3)И не ту тонкую книжицу, по которой ты, словно пробуя звуки собственного голоса, складывал из букв слова.

(4)Нет, я спрашиваю про книгу, которую ты выбрал сам среди множества других. (5)Оставшись один, ты раскрыл её дома, и она навсегда запала в твою память. (6)Она осталась с тобой, чудесными мыслями, волнующими словами, рисунками, даже запахом — резким запахом типографской краски, смешанной с клеем, или особым запахом библиотеки.

(7)Я помню свою первую книгу очень хорошо. (8)Эта книга была большой и толстой. (9)Выпущенная перед войной, к третьей военной осени ока вспухла от прикосновения многих рук, картонная обложка обтёрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья. (10)А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы. (11)Но тем милей казалась мне эта книга!

(12)Едва выучив уроки, я усаживался за свой «десерт», за это лакомое блюдо, (13)Герой книги плыл по Волге на пароходе, и вместе с ним плыл я. (14)Но всё дело в том, что там, на Волге, ещё зимой шла война. (15)Каждое утро Анна Николаевна передвигала на карте в нашем классе красные флажки из бумаги, и прошлой зимой там, у самого Сталинграда, флажки застряли у какой-то преграды. (16)Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе.

(17)Потом, кстати, она нам рассказывала, что знала про Сталинградскую битву, про то, как наши держались за каждый камень. (18)Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его. (19)В кино тогда показывали пленных немцев, как идут они длинными колоннами, а наши смотрят на них презрительно. (20)И вокруг одни печи торчат вместо домов.

(21)А в книжке, которая мне досталась, по Волге плывёт пароход, белый и чистый, и на нём мальчик, который видит много всякого интересного. (22)И никакой войны нет.

(23)Первый раз в моей жизни прошлое не походило на настоящее, и я, читая свою первую книгу, был совершенно счастлив.

Лиханов Альберт Анатольевич — современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчествастановление характера подросткапроходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Благие намерения*, «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холодая снят одноимённый фильм.

А13 А1 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик, уже будучи взрослым, с теплотой вспоминает свою первую книгу?»

1) (7)Я помню свою первую книгу очень хорошо.

2) (9)Выпущенная перед войной, к третьей военной осени она вспухла от прикосновения многих рук, картонная обложка обтёрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья,

3) (10)А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы.

4) (12)Едва выучив уроки, я усаживался за своп «десерт», за это лакомое блюдо.

А14 Какой тип речи представлен в предложениях 7-11?

Описание 2)рассуждение 3)повествование 4)описание и рассуждение

А15 Укажите правильную морфологическую характеристику слова «хорошо» из 7 предложения текста.

А16 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.

1) А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы.

2) Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе.

3) Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его.

4) Не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда, у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать.

При выполнении заданий этой части (В1-В4) запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числапри перечисленииотделяйте запятыми.

В1 Укажите способ образования слова « пересохшей» (предложение 9). Ответ: ___________________

В2 Из предложений 9-11 выпишите прилагательное в сравнительной степени. Ответ: _______________

В3 Из предложений 7-11 выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова .

В4 Среди предложений 1-3 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. Ответ: __________________________________________

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Первый раз в моей жизни прошлое не походило на настоящее, и я, читая свою первую книгу, был совершенно счастлив».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

При выполнении заданий этой части (А1-А16)обведите кружкомномерправильного ответа в экзаменационной работе.

А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара апельсинов 2) килограмм вафель 3) поезжай быстрее 4) около пятиста километров

А2 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

и..чезнуть, и..делие, бе..заботный 3) пр..готовить, пр..одолеть, пр..кратить

во..стание, во..звание, пере..сдать 4) пр..казать, пр..сутствовать, пр..гласить

А3 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) пробить бреш. в стене, нельзя пренебреч. 2) букет пахуч. мелко истолоч..

3) непроходимая глуш. возле дач. 4) в тени густых рощ. вовлеч. в игру

А4Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой Ю.

1) клее..щий конверты 2) невид..щий пёс 3) бре..щийся по утрам 4) верт..щий обруч

А5В каком слове пишется Н?

Нужно поступить обдума..о.

Решение тщательно обдума..о.

А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И ?

Я н(1) верю, что есть на нашей земле места скучные и н(2)дающие никакой пищи н(3) глазу, н(4)слуху.

1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,2

А 10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.

1)1,3 2) 1,2,3 3) 2,3,4. 4) 2,4

А 11. Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

милостивый государь 3) бежал быстро

понадобится завтра 4) голубые небеса

А12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

крестьяне учитывали рельеф местности.

большое значение имеют географические факторы.

учитывается состав почвы.

торговцами определялись потребности в винограде.

Прочитайте текст и выполните задания А13 – А16; В1 – В4.

Город кончился, и вскоре показалось море.

(2)Оно было мелким и плоским. (3) Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и также медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены.

(4) Костя шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра. (5)Неожиданно на самой кромке берега возникла собака.

(6) Она стояла неподвижно, в странном оцепенении, большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. (7)Её взгляд был устремлён в море. (8) Она ждала кого-то.

(9) Костя подошёл к собаке и погладил её по свалявшейся шерсти.

(10)Собака едва заметно шевельнула хвостом. (11) Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, — собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. (12) Костя стал её поглаживать и уговаривать:

— (13)Ну поешь…(14) Ну поешь немного…

(15) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.

(16) Костя взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки.(17) Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб.

(18) Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа…

(19) Она ела для того, чтобы не умереть. (20) Она ждала кого-то с моря, и ей нужно было жить…

(21) …Когда всё было съедено, Костя сказал:

— (22) Идём. (23) Погуляем.

(24) Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом. (25) У неё были тяжёлые лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка.

(26) В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и её обломки прибило к берегу.

(27) Мальчик и собака шли не спеша, и Костя говорил собаке:

— (28) Ты хороший…(29) Ты верный…(30) Пойдём со мной. (31) Он никогда не вернётся. (32) Он погиб.

(33) Собака не отрывала глаз то моря и в который раз не верила Косте.(34) Она ждала.

— (35) Что же мне с тобой делать? – спросил мальчик.- (36) Нельзя же жить одной на берегу моря. (37) Когда-нибудь надо уйти.

(38) Костя оглянулся и увидел Женечку.

— (39) Что же с ней делать?- растерянно спросила она Костю.

— (40) Она не пойдёт, — сказал мальчик.- (41) Она никогда, наверное, не поверит, что хозяин погиб…

(42) Женечка подошла к собаке.(43) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.

— (44) Я ей сделал дом из старой лодки. (45) Подкармливаю. (46) Она очень тощая…

(47) Пройдя ещё несколько шагов, он сказал:

— (48) Собаки всегда ждут. (49) Даже погибших… (50) Собакам надо помогать.

(51) Море потускнело и стало как бы меньше размером. (52) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. (53) Костя и Женечка проводили собаку до её бессменного поста, где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка, подпёртая чурбаком, чтобы под неё можно было забраться. (54) Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании… ( По Ю. Яковлеву)

А13 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему собака не уходила с берега?»

Костя сделал её дом из старой лодки.

Костя часто приходил на берег моря, чтобы покормить собаку.

Собака преданно ждала на берегу моря хозяина.

Собак кусалась, и её выгнали хозяева.

А 14. Какой тип речи представлен в предложениях 9-12?

Contacts:
Posted by: admin on