Как подготовиться к ЕГЭ с нуля, Стать грамотным

Как подготовиться к ЕГЭ с нуля?

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по русскому языку с нуля, да ещё самостоятельно? С полной ответственностью утверждаю: можно.

Только давай сразу определимся – что значит «с нуля», то есть какой именно «нуль» имеется в виду. Для этого попрошу тебя ответить на три вопроса.

1. Ты понимаешь русскую речь?

2. Ты умеешь говорить, писать и читать по-русски?

3. Ты умеешь связывать слова в предложения, а из предложений строить тексты, хотя бы небольшие?

Итак, ты ответил на все три вопроса утвердительно? Значит, всё не так уж плохо! По крайней мере, маленький фундамент для подготовки к ЕГЭ уже есть – и я не шучу, поверь. Кстати, теоретически для выполнения некоторых заданий ЕГЭ требуется лишь хорошее владение русской речью: предполагается, что с ними можно справиться, даже не зная ни одного правила.

Но не обольщайся: основная часть заданий всё-таки требует систематического повторения (а если «с нуля» — то изучения) большинства тем школьного курса русского языка.

Если ты интересуешься, как подготовиться к ЕГЭ с нуля, значит, адекватно оценив свои знания по русскому языку, решил, что они «нулевые». Неважно, почему: часто болел, много ленился, долго гулял… Нулевые так нулевые. Главное, что ты всё же задумался о том, как сдать ЕГЭ – и это отлично! Постараюсь тебе помочь.

С чего начать?

Для начала разберись, что это за зверь такой – ЕГЭ по русскому языку. Зайди на сайт ФИПИ (fipi.ru) и скачай там последнюю демоверсию экзамена.

Словник и словарик паронимов тебе пригодятся позже, кодификатор и спецификацию можешь почитать потом на досуге. Сейчас тебе нужна именно демоверсия — точнее, демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку. Выполни тест, сверься с ответами – оцени, насколько твои знания «нулевые». Приблизительно такие же задания будут на настоящем экзамене. Теперь ты знаешь, над чем работать.

Постарайся найти школьные учебники русского языка с 5 по 11 класс, а также пособия для подготовки к ЕГЭ. Сейчас таких пособий море – и в печатном виде, и в электронном. Выбирай такие, в которых есть примерные экзаменационные тесты – и чем больше, тем лучше. Я обычно рекомендую выпускникам пособия Н.А. Сениной или И.П. Цыбулько (не исключено, что эти авторы тебе знакомы со времён подготовки к ОГЭ ).

Предварительная работа сделана? Теперь запасись терпением: подготовка к ЕГЭ – дело непростое.

Планируем самостоятельную подготовку к ЕГЭ

Конечно, в идеале твоя подготовка к ЕГЭ по русскому языку должна проходить под руководством учителя или репетитора. Но ты решил готовиться к ЕГЭ самостоятельно – а значит, попробуем спланировать работу вместе. Без планирования не обойтись – здесь важна система.

Прежде всего, разберись с режимом дня: выдели себе время для занятий. Подумай, сколько раз в неделю ты сможешь заниматься. Твоё занятие должно состоять из двух частей – теоретической и практической. Сначала изучаешь теорию по определённой теме, потом выполняешь тестовые задания в формате ЕГЭ. Теоретический материал ищи в учебниках, тесты – в пособиях по подготовке к ЕГЭ.

Если доверяешь мне, могу предложить материалы нашего сайта. Обещаю со временем опубликовать теорию и практику по всем направлениям подготовки к ЕГЭ. Но кое-что у нас уже есть.

Вот, например, готовый материал для твоего занятия по теме «Основные способы образования слов»:

Есть материал и по другим темам, и он будет постоянно пополняться.

Разделов, которые тебе предстоит повторить (или изучить с нуля) не так уж и много. Можешь скопировать их список прямо с нашего сайта, отпечатать – и ставить «галочку», если тема изучена. Неплохо было бы периодически возвращаться к пройденному материалу – чтобы не забыть. Вот эти темы (обрати внимание: кликабельные ссылки означают, что материал по теме есть на нашем сайте; эти темы выделены курсивом ).

Перечень тем, которые включены в ЕГЭ по русскому языку

Фонетика. Орфоэпия

Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).

Словообразование

Задания по этому разделу больше не включаются в ЕГЭ, поэтому рекомендуем этот материал как дополнительный.

Морфология

Части речи . Морфологические нормы (образование форм слова).

Орфография

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий .

Правописание суффиксов различных частей речи.

Правописание НЕ и НИ .

Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание* . Нормы согласования. Нормы управления.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные. Типы односоставных предложений*.

Простое осложненное предложение. Построение предложений с однородными членами. Построение предложения с деепричастием.

Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи. Построение сложноподчиненных предложений.

Пунктуация

Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями).

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами).

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

Речеведение

Речь. Языковые средства выразительности. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Функционально-смысловые типы речи.

* — Задания по темам, отмеченным звёздочкой, не вошли в обновлённую демоверсию ЕГЭ 2017 года.

Если будет трудно…

100 баллов на ЕГЭ я тебе, конечно, гарантировать не могу (хотя всё возможно). Но обещаю, что при условии регулярных занятий по этой методике результат будет достойным.

Однако какой-то материал может оказаться для тебя слишком сложным. Не расстраивайся, такое часто бывает: учишь, учишь тему, а она не даётся – и всё тут!

Лучший помощник – школьный учитель: если сформулируешь вопрос правильно, думаю, он не откажет в помощи.

Кстати, я тоже не откажусь тебе помочь. Если возникнут вопросы или затруднения, пиши мне на почту literacy@bk.ru (с пометкой «ЕГЭ с нуля» ) или обращайся ко мне прямо с сайта через форму обратной связи (она в самом низу этой страницы). Чем смогу, помогу! Готовлю выпускников к ЕГЭ с 2004 года – и с нуля в том числе. Возможно, и тебе окажусь полезной.

Итак, приступаем к занятиям! Главное, поверь: при желании и настойчивости подготовиться к ЕГЭ можно – даже с нуля! Успехов тебе, я в тебя верю.

Светлана Басенко, администратор сайта

Contacts:
Posted by: admin on